9 мая 2010 г.

Легенда о рыцаре Индрике фон Беренгаупте

Эта легенда одна из самых популярных и известных в Принаровье. Вероятно, каждый из туристов, побывавших в Нарве или в Ивангороде, услышит ее, а то и не один раз. В чем популярность этого предания? Видимо, в оригинальности сюжета, в общности для всех времен и народов, определенных духовных и морально-эстетических качеств. В настроении, которое создается у туристов и экскурсоводов удивительная панорама крепостей, стремительное течение темноводной Наровы, гортанные крики чаек, свист и завывание ветра в бойницах и проемах... Итак:

В древние времена не раз ливонские рыцари нападали на русские земли. Они грабили окрестные деревни, угоняли скот, а порой уводили в неволю и жителей.

Царь Иван построил мощную крепость напротив замка ливонского, чтобы предотвратить разбой, но рыцари обходили крепость стороной и набеги продолжались. Иногда русские проводили ответные походы, и тогда горе и слезы поселялись уже на нарвской стороне.

Однажды, после очередного разбойничьего ливонского похода, ивангородцы осадили Нарву. После сильного обстрела в замке вспыхнул пожар, и русские воины ринулись на штурм. Военное счастье сопутствовало им, ряды защитников замка редели с каждой минутой. Сражение со стен перешло во внутренние помещения замка.

В одном из покоев рыцарь Индрик фон Беренгаупт мужественно защищал свою семью - жену и сына. Пал, сраженный рыцарем, один русский воин, ранен другой... Но им на смену тут же вставали другие, и Индрик понял, что он обречен.


Не желая, чтобы его красавица жена досталась противнику, тяжелым мечом, своею рукою рыцарь лишил ее жизни. Он еще хотел убить себя и сына, но от тяжелого удушливого дыма, проникшего во все помещения пылающего замка, потерял сознание. Русские, посчитав рыцаря погибшим, забрали кричащего малыша и спешно покинули пылающее задымленное здание.

Индрик погиб бы, но судьбе было угодно, чтобы он остался жив: внезапно разразилась страшная гроза, полил проливной дождь и погасил бушующее пламя.


На следующий день, придя в себя, Индрик фон Беренгаупт дал обет перед оставшимися в живых отомстить русским за смерть жены и пленение сына. В траурной одежде, под звуки реквиема, вместе с двумя слугами, Индрика опустили на дно глубокого сухого колодца - в "могилу" (глубокое подземелье в рыцарском замке, служившее прежде для заключения преступников, обреченных на голодную смерть). План Индрика был прост, но трудно выполним: он решил прорыть подземный ход под рекой, внезапно ворваться в Ивангород, отомстить русским и спасти сына. Рядом с колодцем товарищи рыцаря подвесили колокольчик, который бы дал знать, что добровольным узникам нужна помощь.

Работа была долгая и тяжелая. Дни шли за днями, недели за неделями, годы за годами. Ни разу Индрик не поднялся на поверхность, ни разу его глаза не увидели солнца, лишь поскрипывал ворот, которым подавали в шахту воду и пищу, а поднимали выработанный камень, нарушало глухой, однообразный стук кирки.


Двадцать лет продолжался этот адский труд. За это время колокольчик у колодца прозвонил лишь дважды - это слуги рыцаря погибли и их тела подняли на верх.

Наконец, колокольчик прозвенел в третий раз: Беренгаупт закончил работу. Лишь тоненькая перегородка отделяла теперь подземный ход от внутреннего двора Ивангородской крепости. Рыцаря подняли на поверхность и ахнули - Боже как он изменился! Из цветущего мужчины он превратился в седого, полуслепого старика. Здоровье и жизнь потеряны, но глаза рыцаря светились: сегодня же ночью он проникнет в русскую крепость, уведет сына, и тогда - горе русским, они заплатят и за смерть жены, и за все его страдания и лишения.

Ночью Индрик осторожно доломал тонкую перегородку, закрывавшую выход, и проник в русскую крепость. Ему удалось найти сына, но глубокое разочарование: сын за эти годы вырос в прекрасного молодого мужчину, он почти забыл родной язык, принял православную веру. Воеводу ивангородской крепости, вырастившего его, он считал родным человеком и собирался жениться на его дочери. Идти с отцом в Нарву сын отказался, и еще пригрозил, что поднимет тревогу, если отец не оставит его в покое. Индрик этого не выдержал: из последних сил он дал пощечину сыну и скрылся в подземном ходу.

Обо всем произошедшем сын Индрика поведал воеводе. Тот дал ему отряд воинов и поручил проверить: куда ведет внезапно появившийся подземный ход.

В это же время Индрик в Нарвском замке спешно собирал рыцарей для нападения на Ивангород и, вскоре, во главе войска он двинулся в Ивангород через подземелье.


И вот, посередине хода, произошла встреча двух отрядов. При свете чадащих факелов, по колено в воде, завязался тяжелый бой.


Индрик, при свете метущихся бликов, разглядел сына и бросился на него с обнаженным мячом, но рука сына оказалась сильнее и Индрик фон Беренгаупт пал замертво. В эту же минуту подтекающие своды хода рухнули, воды Наровы ворвались в подземелье и оба отряда погибли...

С тех пор, по ночам, стража обеих крепостей, особенно в осеннюю ненастную погоду, слышит стоны над рекой: это стонет дух сына Беренгаупта, не находящий покоя...

При проведении реставрационных работ как в Ивангородской крепости, так и в замке Германа, никаких следов подземного хода не обнаружено. Однако влияние предания на местное население настолько велико, что время от времени встречаются "очевидцы", утверждающие, что их родственники или знакомые побывали в подземном ходе под рекой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий