8 мая 2010 г.

Нарвский замок - музей


Нарвский музей -- один из старейших музеев Эстонии. Исторический музей был открыт во Дворце Петра I вскоре после приобретения в 1865 г. этого здания Нарвским обществом граждан Большой гильдии. В нем были представлены коллекции Нарвского археологического общества и предметы, хранившиеся в доме Петра I. 9 августа 1913 г. состоялось торжественное открытие музея им. Лаврецовых, основу коллекций которого составило частное собрание супругов Лаврецовых. В 1933 г. Дворец Петра I и музей им. Лаврецовых объединили, после чего в доме Петра I сосредоточили все исторические коллекции, а музей им. Лаврецовых стал художественным и этнографическим.
В августе 1941 г. часть экспонатов была эвакуирована в Ленинград. Оставшиеся в городе экспонаты демонстрировались до 1944 г. В ходе боев за Нарву в 1944 г. здания музея были разрушены, а экспонаты вывезены из города.
Затем они были переданы в Таллинский городской музей, музеи Раквере и Пайде. С 1949 г. началось постепенное возвращение экспонатов в Нарву. 22 июля 1950 г. состоялось открытие музея в здании бывшей гарнизонной бани на территории Нарвского замка.
22 июня 1983 г. был открыт филиал городского музея – музей истории Кренгольма, закрытый в апреле 1992 г. В 1986 г. закончился первый этап реставрации Нарвского замка. Для посещения были открыты башня Длинный Герман, западный и южный флигеля. Открытие экспозиции, охватывающей период с XIII в. до начала XVIII в., состоялось в 1989 г. В апреле 1991 г. в здании конца XVIII в. состоялось открытие Художественной галереи. В декабре 1996 г. был открыт северный флигель замка и новая экспозиция (XVIII – XIX вв.).
В 2007 году в отреставрированном северном дворе замка открыли новый туристический аттракцион - Северный двор.
Северный двор - это интерпретация Нарвским музеем той части города 17-го века, в которой жили мастера-ремесленники. В летнее время посетитель сразу оказывается в центре истории, где можно самому попробовать различные старинные ремёсла.


ЭКСПОЗИЦИЯ музея

Нарвский замок:

• Средневековая Нарва
В экспозиционном зале "Нарва XIII - XVI вв." представлены изделия нарвских ремесленников, нарвская символика, образцы вооружения т.д


• Нарва в шведское время 1581 - 1704 ГОДЫ
Значительное место в экспозиции занимают материалы, связанные с архитектурой города. Также здесь представлены изделия нарвских ремесленников, образцы оружия и символика Нарвы, макет города конца XVII века.


• Нарва в составе Российской империи XVIII - начало XX века
В зале представлены образцы оружия, нагрудные знаки и медали, предметы религиозного культа, архитектурные элементы, школьные принадлежности, бытовые вещи, измерительные приборы, мебель

Художественная галерея:

• Живопись, скульптура, предметы декоративно- прикладного искусства из коллекций Нарвского музея
Постоянная экспозиция музея из собраний довоенных музеев Нарвы. Произведения искусства середины XVII- середины XX вв.

Во время II Мировой войны художественные коллекции сильно пострадали при эвакуации в Ленинград и Таллинн. Но, несмотря на потери, значительная часть экспонатов возвратилась в Нарву. После длительного хранения в старом здании на территории Нарвского замка произведения искуства обрели свое место в фондах и экспозиции Художественной галереи.
Ныне в художественных коллекциях большую ценность представляет собрание портретов XVIII в., созданных в России иностранными мастерами, такими, как Л.-К. Пфандцельдт, И.-Г. Ведекинд, работавший и в Нарве, Х. Бухгольц. В разделе русского искусства XIX-нач. ХХвв. наиболее интересно представлен пейзаж полотнами И. Айвазовского, И. Шишкина, Л. Лагорио, Н. Дубовского. Среди произведений бытового жанра выделяются работы К. Трутовского, А. Маковского. На выставке экспонируются и исторические картины.
Среди произведений западно-европейского искусства показаны отдельные работы таких авторов, как Э.-А. Канольдт, Г.-А.Расмуссен,А. Шуази, Р. Фригерио. Небольшое собрание эстонского искусства включает в себя в первую очередь произведения художников, чей творческий путь так или иначе был связан с Нарвой: А. Янсена, П. Арена, А. Промета, Э. Вербера. Здесь можно увидеть редкие и очень интересные работы П. Бурмана, Х. Мугасто, Л. Мей, А. Калмуса.
Особое место в коллекции занимают работы нарвских художников. Творчество современных местных художников часто экспонируется в соседних залах, что дает возможность, продолжая традиции музея Лаврецовых, приобретать работы нарвских художников для пополнения фондов.

• Кресты. Иконы. Складни. XVIII - XIX
Из коллекций Художественной галереи Нарвского музея
Пророк Моисей. Сер. XVIIв. Дерево, резьба, полихромн. роспись.
Объёмные полихромные скульптуры Христа и Моисея, принадлежащие Нарвскому музею, вырезаны из монолитного куска дерева и опираются на круглый цоколь. Тыльная (задняя) сторона необработана. Фигура Христа по пропорциям и выполнению сходна с фигурой Моисея, вероятно скульптуры созданы тем же мастером и когда-то были частью церковного интерьера.

Возможно, что работы происходят из бывшего Домского собора Нарвы. В каталоге 1937 г. музея Петра I в Нарве отмечаются многие предметы из этой церкви – в том числе за № 269 приведена деревянная скульптура Моисея и за № 270 приведена деревянная скульптура Христа. Из этой же церкви в списке числятся фигуры апостолов Павла и Фомы, вырезанные из дерева для декора органа.
Если исходить из предположения, что фигуры происходят из шведского Домского собора Нарвы, можно их отнести к середине XVII века. Строительство шведского Домского собора в Нарве началось в 40-х годах XVII века (1641-1646 гг.), в 1649 г. построили кафедру и алтарь, в 1650-х годах – скамейки и орган. По данным Карлинга, алтарь установлен в 1648-49 гг. Резчик по дереву Симон Сифферсон. Вероятно, в 1659 г. во время большого пожара уничтожена обстановка церкви, потому что в 1691 г. Йоханн Георг Херольдт сделал новый алтарь в церкви.
В 1733 г. церковь перешла в немецкий приход, после чего обновили алтарь и заменили кафедру. По данным Карлинга, в церкви сохранились остатки органа и старой кафедры. Очевидно фигуры Христа и Моисея все-таки входили в состав бывшего алтаря, потому что их размеры не подходят к деталям кафедры. Возможно и то, что они могли быть также частью старого западного хора.

Й-Г. Херольдт (?). Христос Вседержитель. Кон. XVIIв. Дерево, резьба, полихромн. роспись.
Фигура Христа с полихромной росписью хорошего качества происходит вероятно из какой-то лютеранской церкви Нарвы. В каталоге Музея Петра I Нарвы упоминаются многие записи из Нарвского Домского собора шведского периода ( в дальнейшем – церкви немецкого прихода ), где указывались происходящие из немецкой церкви деревянные скульптуры и резьба по дереву.
Рассматриваемую фигуру нельзя точно связать с деревянной скульптурой, упомянутой в конкретном каталоге. Стен Карлинг отмечает в монографии Нарвы 1936 г. (стр. 335), что наверняка одна из фигур Христа, происходящая из шведского Домского собора и принадлежащая Нарвскому музею, является работой скульптора Йоханна Георга Херольдта. Как известно, Й-Г.Херольдт создал в 1691 году новый алтарь шведского Домского собора в Нарве. В 1733 году церковь перешла в немецкий приход, после чего обновили алтарь и заменили кафедру. Алтарь обновили также в 1850 году. Й-Г.Херольдт прибыл в Нарву из Риги, где был строительным мастером и скульптором. Рассматриваемая фигура Христа достаточно хорошего уровня, что подходит к работе Й-Г.Херольдта. Однако со всей уверенностью этого сказать нельзя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий